Çərşəmbə, 08.05.2024, 16:25
Приветствую Вас Qonaq | Регистрация | Вход

moü

Меню сайта
Поиск
Вход на сайт

Календарь
«  İyul 2008  »
B.eÇ.aÇ.C.aC.Ş.B.
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Наш опрос
Saytın qiymətləndirilməsi
Bütün cavablar: 1693
Друзья сайта
Статистика

Online cəmi 1
Qonaq 1
İstifadəçi 0

23:12
Керим Алиевич Керимов
4 октября 2007 года весь мир отмечал 50 – летие начала космической эры, запуска первого в мире искусственного спутника Земли. Люди старшего поколения прекрасно помнят, как они были счастливы и горды, что именно СССР стал страной положившей начало освоению космоса. Вслед за этим спутником полетели другие, а 12 апреля 1961 года в космосе первым оказался советский космонавт Ю.Гагарин, а затем и другие. Весь мир наблюдал, как космонавты рапортовали Председателю Государственной комиссии, лицо которого всегда оставалось за кадром, но голос был слышен. Таковы были требования режима закрытых предприятий Военно-промышленного комплекса СССР. В том числе, в космической промышленности, включая и основных ответственных лиц, носителей секретной информации. Например, информация о Главном Конструкторе космических ракет Сергее Павловиче Королеве появилась только после его скоропостижной смерти в январе 1966 года.
В мире шло военное противостояние двух сверхдержав США и СССР. Пилотируемые полеты оказавшись как бы побочным продуктом ракетно-космической гонки, в тоже время стали весьма удобным и открытым способом доказать свое научно-техническое преимущество. Борьба за то, что чей гражданин окажется первым в космосе, приобрела самостоятельное значение, как в спортивных соревнованиях.
Старшее поколение азербайджанцев тогда внимательно следило за всем, что касалось космических полетов. Уже в 1966 году многие обратили внимание, что космонавты докладывали уже другому Председателю Госкомиссии, который, давая «добро» на полет, говорил с легким кавказским акцентом. Однако с таким акцентом говорят представители многих народов Кавказа. Только в 1987 году, когда он был рассекречен, сначала газета «Правда», а затем и остальная советская и азербайджанская (Бакинский рабочий, Вышка, Коммунист) пресса назвала имя Керима Алиевича Керимова. Сейчас трудно представить, что чувствовал тогда азербайджанский народ. Ведь долгие годы К. Керимов не приезжал в Баку и оставался вне поля зрения друзей и большинства родственников. По мере его должностного роста степень его засекреченности беспрерывно возрастала. В Азербайджане о нем знал очень узкий круг людей.
В 1988 году в Баку К.Керимова привез генеральный директор Научно-производственного объединения космических исследований Тофик Исмаилов, с легкой руки которого наша общественность стала узнавать подробности и детали его биографии. Но об этом немного позже.
Керим Керимов родился в Баку 14 ноября 1917 года в семье бакинских интеллигентов. Его отец, Аббас-Али Керимов, выпускник Петербургского Политехнического института работал инженером-технологом в Азнефти. Его мать Сурия Керимова (Ахмедова), окончившая гимназию, после замужества занималась домашним хозяйством. В семье, кроме Керима, было еще два сына Сулейман 1921 года рождения и Мустафа (1923). Жили они на улице Касума Измайлова 14, а рядом на улице Мустафа Субхи 12 жили родители матери К. Керимова, которые после ее ранней смерти в 1925 году помогали в воспитании детей. В книге своих воспоминаниях «О себе, о ракетах и космосе», изданной Азербайджанским национальным аэрокосмическим агентством в 1997 году К. Керимов вспоминает: «напротив дедушкиного дома располагалась детская техническая станция с различными кружками, в том числе по радиотехнике». Посещая радиотехнический кружок, читая журналы по радиотехнике, он, еще школьником собрал детекторный, а затем ламповый радиоприемник. Многие детали он изготавливал и собирал сам.
Умение собирать и ремонтировать радиоаппаратуру, в дальнейшем сыграло роль в выборе профессии. Еще в школе К.Керимов стал встречаться со своей одноклассницей и будущей женой Зарой Тагиевой. Обсуждая будущее, они пришли к выводу, что ему надо поступать в радиотехническое учебное заведение. После окончания средней школы К.Керимов послал документы в московскую Академию им. Подбельского, а перед отъездом в Москву, они с Зарой зарегистрировались в ЗАГСе и устроили в узком кругу свадьбу.
В 1936 году К. Керимов впервые вступил на московскую землю, не подозревая, что она станет его второй родиной. Он не добрал баллов и вместе с другими неудачниками решил ехать в Новочеркасск, поступать в местный Индустриальный институт, где был недобор абитуриентов. Там К.Керимова приняли на вечернее отделение, он снял комнату и стал работать в институтском радиоузле. В Новочеркасске с женой и дочерью они прожили больше двух лет, а затем К.Керимов перевелся на энергетический факультет нынешней Нефтяной Академии.
В начале 1942 после окончания института с дипломом инженера-электромеханика К.Керимов был принят в Артиллерийскую Академию, эвакуированную из Москвы в Самарканд. С дипломом инженера по материальной части артиллерии, в звании старшего техника - лейтенанта в 1943 году он был направлен в службу военной приемки одного из управлений Министерства обороны СССР на заводах, выпускающих реактивные снаряды для «Катюш». За работу в военное время К.Керимов получил орден Красной Звезды и медаль за победу над Германией.
В 1945г. после окончания войны К.Керимов был оставлен на службе в центральном аппарате Министерства обороны, старшим инженером ракетного отдела Артиллерийского комитета. Изучая трофейную документацию вермахта по новой ракетной технике, К.Керимов выбрал отчеты по радиоэлектронике. В них речь шла о радиотелеметрической аппаратуре используемой в ракетах ФАУ-2 на жидком топливе, которыми немцы обстреливали Лондон. Для продолжения изучения немецкой ракетной техники и поиска недостающих разделов документации в 1946г. вместе с группой специалистов К.Керимов был командирован в Германию. Здесь удалось найти описание более совершенной телеметрической системы с применением временно-импульсной модуляции. Полученный опыт помог Военно-промышленному комплексу освоить разработку и производство баллистических ракет стратегического назначения. В 1950г. за участие в создании и эксплуатации отечественной радиоизмерительной системы «Дон», К.Керимов вместе с другими был удостоен Сталинской премии. Эти радиоизмерительные системы оказали большую помощь в выявлении и устранении скрытых дефектов ракет и ускорили их летную отработку. Позднее он стал председателем государственных комиссий по летным испытанием комплексов: связи «Молния-1», метеорологии «Метеор» и ориентированного спутника для зондирования земли.
В 1961 году К. Керимов в числе большой группы специалистов за участие в подготовке проведения запуска первого Космонавта была награждена высокими правительственными наградами. Он был награжден орденом Ленина, и ему было присвоено очередное воинское звание генерал майора. В 1965 г. К. Керимову было предложено возглавить Главное космическое управление в Министерстве общего машиностроения, занимающегося ракетной и космической техникой.
Решением правительства 1966 году К.Керимова утвердили Председателем Государственной комиссии по летным испытаниям пилотируемых кораблей «Союз». На посту Председателя Госкомиссии по летным испытаниям пилотируемых и беспилотных кораблей и станций К. Керимов прослужил беспрерывно двадцать пять лет с 1966 по 1991год. Обязанности Председателя Госкомиссии имели очень сложный и многоаспектный характер. По должности он был обязан рассматривать и утверждать программы научных и прикладных исследований в космосе в интересах науки и экономики страны, анализировать результаты заводских и стендовых испытаний ракет-носителей, кораблей и космических станций и принимать решение на допуск этих комплексов к летным испытаниям, утверждать основной и дублирующий составы экипажей, руководить на космодроме подготовкой и запуском космических комплексов, организовывать управление полетом, стыковкой и посадкой на Землю кораблей.
Кроме того, до начала испытаний Председатель Госкомиссии должен убедится в готовности космодрома, командно-измерительного наземного и плавучего комплексов, Центра управления полетом, Главной оперативной группы управления и единого поисково-спасательного комплекса. Принимать решения по изменениям программы полетов при нештатных ситуациях, вплоть до прекращения полета и посадки экипажа. Нештатных, то есть непредусмотренных ситуаций, которые бывали практически при каждом полете. Практически Председатель Госкомиссии отвечал за все. Уровень знаний, профессионализм, волевые качества умение принимать решения в экстремальных ситуациях обеспечили К.Керимову такой непререкаемый авторитет, что долгие годы он, азербайджанец, был незаменим на этой должности и ушел с нее в пенсионном возрасте в 74 года в 1991 году, когда уже стал разваливаться CCCР.
В 1967 году за участие в проведении первой автоматической стыковки кораблей «Союз» и в связи с пятидесятилетием со дня рождения К.Керимову было присвоено воинское звание генерал лейтенант. В 1979 году за успешное проведение серии международных полетов на Орбитальные станции К. Керимову была присуждена Государственная премия. В 1987 году за создание многомодульной станции «Мир» и проведения серии полетов смешанных и международных экипажей на эту станцию и в связи с семидесятилетием К.Керимов был вторым орденом Ленина с вручением.
Но пока К.Керимов работал в Москве, в Баку по инициативе первого секретаря ЦК Азербайджана Г.А. Алиева, в 1975 году в составе Академии Наук Азербайджана был создан Научный центр «Каспий», который стремительно развивался, превратившись со временем в первое в СССР академическое Научно-производственное объединение космических исследований (НПО КИ). В 1982 году было принято решение на уровне Совета Министров СССР о переводе объединения в космическую отрасль, которая по режимным соображениям расплывчато называлось Министерством общего машиностроения, в котором работал К.Керимов. Хотя это был другой главк гигантского министерства, бюджет которого уступал только бюджету министерства обороны, пути земляков должны были неизбежно пересечься. В своей другой книге «Дорога в космос», также изданной в Баку в 1995 году, он упоминает проведенный совместно с орбитальной станцией «Салют-7» в Азербайджане аэрокосмический эксперимент «Гюнеш-84» и рентгеновском телескопе РС-17, изготовленном на опытном заводе космического приборостроения, под руководством Т.К. Исмаилова.
В 1988 году К.Керимов после 42-х летнего отсутствия на родной земле, вместе с дочерью Сурией, побывал в Баку. Начались эти дни с торжественной встречи в аэропорту, где вместе с представителями руководства Азербайджана были Т.К. Исмаилов, А.Ш. Мехтиев и другие ответственные сотрудники НПО КИ.
Сначала К.Керимов с дочерью побывали на могиле отца в Пиршагах, и матери в нагорном парке, в музее истории Азербайджана. Затем он посетил родную школу №8 (бывшую № 4), и встретился с общественностью в филармонии. Везде его встречали с теплом и восхищением. Также радушно его встречали и в НПО КИ, но здесь встреча имела и профессиональный характер. Он посмотрел выставку аппаратуры изготовленной специалистами объединения, побывал на Опытном Заводе НПО КИ, где изготавливались приборы, летавшие на орбите и в атмосфере, на самолетах и вертолетах.
Впоследствии К.Керимов побывал на родине еще несколько раз и после распада СССР, выдвигался в депутаты. 7 апреля 1994 года по случаю 50-летия деятельности в ракетной и космической технике Президент независимого Азербайджана Г. Алиев наградил К.Керимова Орденом «Слава» за большие заслуги перед Азербайджанской Республикой.
Просмотров: 1043 | Добавил: ilka1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]