Şəmbə, 04.05.2024, 00:49
Приветствую Вас Qonaq | Регистрация | Вход

moü

Меню сайта
Поиск
Вход на сайт

Календарь
«  Avqust 2008  »
B.eÇ.aÇ.C.aC.Ş.B.
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Наш опрос
Saytın qiymətləndirilməsi
Bütün cavablar: 1693
Друзья сайта
Статистика

Online cəmi 1
Qonaq 1
İstifadəçi 0

21:44
К вопросу изучения экологии в учебных заведениях
Салимов Э.А., Саруханова М. Г.
Институт Экологии НАКА

Гармоничное воздействие общества с природной средой, как считал В.И. Вернадский, станет возможным, лишь при условии мобилизации его интеллектуального и созидательного потенциала для достижения поэтапной трансформации биосферы в ноосферу. (1)
История пребывания человечества на планете Земля свидетельствует как о благотворном влиянии деятельности людей на естественную среду обитания, так и о пагубных её последствиях. Нет необходимости доказывать, что общественное развитие находится в постоянном изменении. Немецкий философ начала XIX в. Гегель утверждал, что общественное развитие есть движение вперёд от несовершенного к более совершенному. Критерий прогресса - в развитии разума общественной нравственности, что лежит в основе совершенствования всех сторон общества.
Современный человек стоит на распутье жизненно важных для него проблем дальнейшего существования на планете Земля, с которыми он вошёл в третье тысячелетие по тернистой дороге трагических ошибок и экспериментов с Природой, с ложной верой в предначертанность своего “пути избранника”, и, конечно, не до конца осознавая, созданной им трагичной ситуации.
Знания, накопленные человечеством, оказались, в основном направленными на поддержание тщеславных интересов вездесущего духа “Человека - познавателя - завоевателя и отвоевателя” у Природы. Природа представлялась неким окружением и помощником для достижения Человеком своих корыстных целей. И поэтому трудно надеяться на результативное использование этого багажа знаний без переосмысления подходов познания в целях, скажем прямо, противоположных. (2)
Экология относится к классу междисциплинарных, проблемно ориентированных наук, в которых переплетены объективные и аспектные подходы. Она включает в себя четыре фундаментальных блока: классическую, глобальную, экологию человека и социальную экологию. На сегодняшний день наметились три тенденции представления экологии в экологическом образовании: самостоятельные разделы в программах традиционных дисциплин; интегральные дисциплины; модульный принцип преподавания экологии. Процесс формирования у детей разных возрастов экологических знаний должен рассматриваться как целостный единый механизм, способный установить оптимальные взаимоотношения Человека с Природой, совершить переход от антропоцентрической к биоцентрической культуре. Проблема охраны окружающей среды в Азербайджане, как и в других странах мира, приобретает все большее значение и в этой связи повышается роль экологического образования детей - подростков в школе и студентов. Охрана окружающей среды, биоресурсов и биоразнообразия на планете Земля представляет собой важнейший комплекс проблем. Развитие промышленности и ядерных технологий, варварское использование экологических ресурсов истощает, а порой и уничтожает экосистему планеты.
Первоочередной необходимостью является разработка комплексной программы непрерывного экологического образования. Основные подходы при её составлении - экологизация содержания действующих учебных программ и пособий, изучение экологических тем на междисциплинарном уровне, разработка и введение в учебный процесс интегрированного предмета – экологии.
Экологическое образование должно касаться не столько проблем, созданных обществом в природе, сколько проблем, проявившихся в обществе вследствие его взаимодействия с природой, имея под собой общественные причины и общественные же механизмы решения.
Курс экологии не отменит другие предметы, а станет интегрирующей надстройкой, базисом которой будут знания учащихся по отдельным предметам естественных научных и гуманитарных циклов. Основным в экологии является понятие экосистемы. Оно выступает как модель взаимодействия живого с окружающей средой. Курс должен начинаться со знакомства с основными закономерностями, установленными в экологии, то есть естественные научные аспекты экологической проблемы. Далее следует выделить деятельный аспект, то есть природные ресурсы и управление их использованием.
Курс должен состоять из лекций, семинаров и рабочих встреч. В начале следует прочесть ряд лекций, затем провести несколько семинаров, во время которых должны обсуждаться ситуативные задачи, иллюстрирующие разрушение природных экосистем в результате воздействия экологических загрязнителей. Здесь будет уместно уделить внимание местным примерам и примерам из региона, что поможет учащимся сопоставить реальную ситуацию с теорией. Во время изучения курса, обучающимся следует давать задания, в соответствии с уровнем подготовки; работать над групповыми проектами, с целью выработать умение работать в коллективе и навыки решения задач, а так же умение пользоваться информацией, полученной в библиотеке или посредством Интернет.
Методика преподавания должна включать новаторские подходы, такие как дискуссии, «мозговой штурм», обучение на основе решения, задач, групповые проекты и презентации в аудитории. Уровень квалификации будущих специалистов, в конечном итоге, зависит от эффективности методов преподавания, которые лежат в основе трудоемкого процесса подготовки кадров. Новые интерактивные методы обеспечивают активность учащихся и представляют им возможность творческой интерпретации получаемой информации. Подобные методы обучения направлены на активизацию творческого потенциала учащихся, на их стремление к обучению и развитие аналитических навыков. Наряду с этим, позволяют учитывать динамические потребности учащихся в обучении и создают возможности для развития стратегий обучения на протяжении всей жизни. (3)
Необходимость приобретения новых знаний и умений обусловлена чрезвычайно активным процессом устаревания знаний и заметной динамикой социальных процессов. Тем не менее, при изменении каждого новаторского метода необходимо учитывать специфику конкретной дисциплины.
И в заключении следует сделать акцент на проблемах культуры, морали и права. Это позволит осуществить синтез гуманитарных, деятельных и естественных научных аспектов.

Литература.

1. В. И. Вернадский. Биосфера М. 1975г.
2. Программа действий. « Повестка дня на 21 – й век » и другие документы конференции в Рио – де Женейро М 1993 г.
3. Ф.М, Джафаров. «Новые методологии и ресурсы в сфере экологического образования и образования в целях Устойчивого развития». Образование в целях Устойчивого развития пятая ежегодная Международная конференция РЭЦ Кавказ 2005 г. Тбилиси

To question of learning the ecology discipline in educational agencies

Salimov E.A. Sarukhanova M.G.
The institute of the Ecology NAKA

Summary
There is reporting about an importance teaching a course of ecology science in the educational agencies, about the necessity to explain for studies the problems of care of environment doing an attempt of classification and definition of tendency of science in education.
Has introduced basic arrangements of complex program of permanent ecological education, in details characterization a course of proposing discipline.

Просмотров: 655 | Добавил: ilka1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]