Çərşəmbə axşamı, 19.11.2024, 10:18
Приветствую Вас Qonaq | Регистрация | Вход

moü

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [196]
Dini [140]
Поиск
Вход на сайт

Наш опрос
Saytın qiymətləndirilməsi
Bütün cavablar: 1693
Друзья сайта
Статистика

Online cəmi 5
Qonaq 5
İstifadəçi 0

Məqalələr


Не забывай о свойом происхождении.
Великий поэт, Насими, опередив свой век, освоив лучшие традиции Восточной литературы, создал качественно новую поэзию, в которой он с пылкостью, свойственной поэтам, превозносил силу человеческого духа, силу сознания, приравнивая возможности человека к божественным. За что и терпел гонения всю свою жизнь и в конце её был подвергнут ужаснейшей казни в Сирии (Алеппо) Но речь в статье пойдёт не только о нём, но и о многих выдающихся сынах Азербайджанского народа, по воле обстоятельств нашедших свой последний приют на чужбине. В средние века Восток представлял собою единое сообщество, напоминающее чем - то нынешние страны Евросоюза, где поэты-просветители, художники, люди искусства могли свободно передвигаться и обмениваться опытом с коллегами из других стран без всяких виз, и познавать мир без каких-либо ограничений. В те времена "средством" общения были арабский, азербайджанский и персидский языки. Европа, дремавшая в плену мракобесия инквизиции, не знала и доли того величия и роскоши, царившей в покоях султанов, халифов, шахов. Каллиграфия, поэзия, архитектура, астрономия, математика, медицина на Востоке того периода достигли необыкновенного развития. Наступила эпоха возрождения Востока, так сказать век ренессанса, расцвета. Но не легкой была судьба творцов этого ренессанса. Можно сказать, наиболее удачливым из них оказался великий учёный, астроном Насиреддин Туси. Родился он в 1201 году, в городе Хамадане. Как и многие учё- ные того времени Насиреддин Туси был учёным широкого профиля. Ему принадлежат свыше ста солидных научных трудов по астрономии, математике, медицине, философии, этике. Кстати, большинство современных исследователей считает, что он был, прежде всего, математиком. Его труды сыграли большую роль в развитии современной геометрии, тригонометрии. Так же широко известны его научные трактаты, посвящённые истории, медицине, музыке, экономике и географии. Рукописи Туси разбросаны по всему миру. Их можно встретить в Оксфорде, Лейпциге, Мюнхене, Париже, Каире, Стамбуле, Москве, Санкт-Петербурге, Казани. Несмотря на славу, великому учёному пришлось сполна испытать на себе немилость сильных мира сего. Так, за свой труд "Ахлаг Насири", прин ёсший учёному мировую славу и переведенный на многие языки мира, правитель города Кухистан - Насреддин, найдя книгу весьма оскорбительной, приказал арестовать и заточить автора в непреступную горную крепость "Аламут" (Орлиное гнездо). В крепости Туси живёт как ссыльный более двадцати лет. Не переставая, однако, заниматься наукой в невыносимо сложных условиях. И создаёт целый ряд научных трудов. В 1253 году на ближний Восток начинает поход внук Чингисхана - Хулагу хан. Войска Хулагу хана захватывают крепость, освобождают пленников, а Туси назначается личным советником хана. Со временем авторитет учёного настолько возрос, что часто решение важных политических вопросов ему приходилось брать под свою ответственность. Так, Хулагу хан долго не решался на штурм святыни мусульман - Багдада, и только научные доводы Туси помогли правителю осмелиться на этот шаг, в результате чего пятисотлетнее правление Аббасидов закончилось. После завоевания Багдада Хулагу хан делает Азербайджан центром своего огромного государства. Столицей становиться город Марага, чуть позже её переносят в Тебриз. Как раз в это время Туси и осуществляет свою мечту - постройку обсерватории в Мараге. Очень интересна история создания этой обсерватории. Когда Насреддин Туси представил правителю предполагаемые расходы для постройки обсерватории, Хулаги хан усомнился в ее целесообразности, так как сумма была просто огромна. В качестве аргументации в пользу своего проекта Туси предложил спустить с высокой горы пустой таз, никого не ставя об этом в известность. Так и сделали. Таз с ужасным шумом летит с горы, в связи с чем, в войсках хана возникает страшная паника. На что Туси отвечает: "Мы знаем причину шума и спокойны, а войска не знают. Поэтому, зная причины небесных явлений, будем спокойны на земле". Эти доводы вполне убеждают потомка Чингисхана, и учёный приступает к созданию обсерватории. Насреддин Туси сам выбирает приборы, проектирует здание, собирает вокруг себя самых сильных и прогрессивных учёных из Дамаска, Мосула, Тифлиса, Ширвана, Китая. При обсерватории существовала библиотека, состоящая из более чем 400.000 книг и школа по подготовке научных кадров. Состав сотрудников был интернационален - тюрки, персы, арабы, татары, грузины, евреи, монголы, китайцы и др. Всего ученых было более ста человек. И для них Туси добивается постоянного жалования. Надо сказать, что Марагинская обсерватория сыграла огромную роль в развитии практической астрономии. Умирает же великий учёный в Багдаде. На могильной плите высечена надпись - "Помощник религии и народа, шах страны науки". Так что судьба и удача, можно сказать, благоволили великому учё- ному. Но есть и другие, более печальные примеры выдающихся людей науки и искусства того периода. Так, например, гениальный музыкант, композитор Сафиаддин Урмави (1216 - 1294), совершивший революцию в нотной записи того времени, в конце жизни впадает в немилость правителя и заканчивает жизнь в долговой тюрьме Багдада. При жизни о нём ходили легенды - как-то раз Урмави играл на уде в саду правителя Багдада и музыка привлекла соловья, который, потеряв всякий страх перед людьми, подлетев к музыканту, начал петь в такт музыке. Легенды легендами, но совершенно бесспорны достижения Урмави как музыканта-теоретика. Он первый на Востоке упорядочил и усовершенствовал систему нотной записи музыки, которой пользовались вплоть до конца 19 века. Буквы арабской цифровой системы обозначали условную высоту звука, а цифры - ее длительность. Удобство данной системы заключалось в том, что можно было зафиксировать интервалы меньше полутона. Как известно современная западная система нотной записи не в состоянии производить запись интервалов меньше полутонов, а значит, не в состоянии передать всех тонкостей звучания мугамов и вообще восточной музыки. Но со временем, к концу 19 века - к началу двадцатого в Европе, в качестве альтернативы к предыдущей системе создается новая система нотной записи - четвертитоновая, позволяющая фиксировать уже четверть тона. Этой системой и сегодня активно пользуются современные музыканты. Двум выдающимся музыковедам Европы Р.Эрланджу и Дж. Фэрмеру независимо друг от друга удалось переложить запись произведения Урмави на современную нотную запись. Молчавшая более семисот лет мелодия, наконец, зазвучала вновь... Примечательна так же судьба другого азербайджанского музыканта - Абдульгадира Мараги. Родился он в 14 веке, в городе Марага. Кроме того, был прекрасным художником - каллиграфом и поэтом. Писал стихи на азербайджанском, фарси и арабском языках. Будучи придворным музыкантом при дворе Султана Хусейна, Мараги пользуется большим признанием и почетом. После прихода в Азербайджан Тамерлана многих видных деятелей искусства вывозят в Самарканд. В их число попадает и Мараги. И дважды чудом ему удается избежать казни. Первый раз спасло то, что он обратился к "Властителю Вселенной" на тюркском языке, второй раз гнев Тимура был смягчен мастерским пением суры из Корана. Умер Мараги в 1436 году в Герате. Очень примечательно, что в основном искусство процветало именно во дворцах, и жизнь творцов была подчас на волосок от смерти. Дворцовые интриги не щадили никого - ни Хагани, который просидел в шахском зиндане достаточно долгое время, оставив как свидетельство о тех временах цикл тюремных элегий "Хабсиййе", ни Хабиби, который при завоевании Тебриза турецким султаном Селимом был переселен в Турцию, где и умер. Кстати, до наших дней, как молчаливый свидетель сохранилась та самая темница Хагани, находящаяся неподалеку от Сиязани, на территории древнего городища "Шабран". Так же, как и гнев - милость правителей не всегда была справедливой, а самое главное своевременной. Художник Садиг-бей Афшар, будучи признанным не только на родине, но и в Исфахане, и в Индии, при дворе шаха Аббаса служил в должности библиотекаря и получал мизерное жалование из государственной канцелярии. До наших дней сохранились портреты, выполненные этим художником, многие из которых хранятся в музеях Стамбула, Парижа, Санкт-Петербурга, Бостона. Как считают специалисты, его творчество оказало большое влияние на развитие школы миниатюры Ирана. А его коллега по цеху - великий художник Мир-Сеид Али, в обиде покинув родину, уехал в Индию, где пользовался всеобщим уважением и славой уже при Индийском дворе. В наши дни, в Британском музее в Лондоне хранится рукопись "- Хамсэ" Низами, созданная для шаха Тахмасиба в 1539 -1543 годах. Эту книгу украшает 14 миниатюр большого формата, выполненных самыми выдающимися азербайджанскими художниками 16 века: Султан Махмедом, Ага Миреком, Мир-Мусавиром, Мирзой-Али, Мир-Сеидом Али и Муззафаром Али. Одна из лучших миниатюр - Меджнун у палатки Лейли, выполнена МирСеидом Али. Работы этого художника хранятся в лучших музеях мира. Общепризнанно влияние творчества Мир Сеида Али и тебризской школы, которую он представлял, на становление Монгольской школы миниатюрной живописи Индии, так же как на становление Турецкой школы миниатюры повлияло творчество тебризских художников Шах Кули Тебризи, Вели - Джана, Кемаля Тебризи и других. Конечно же, всегда были мастера искусства, предпочитавшие свободу опасностям пресытившегося двора. Физули, несмотря на свое признание и известность, не соглашался стать придворным поэтом, считая - "что он не может нести бремя признательности к шахам". Нужда всю жизнь преследовала его. И свой путь Физули закончил в Багдаде, в восточном Риме того времени. Может быть, признание после смерти частично компенсирует несправедливость и несовершенство нашего мира. Но и с компенсацией везло не всем. Пример тому - судьба поэта Мирза Шафи Вазеха. Немецкий литератор Боденштедт, став учеником Мирза Шафи, получает в дар от учителя тетрадь со стихами. Боденштедт успешно переводит стихи на немецкий. Выход книги произвел такой фурор в литературных кругах Европы, что Боденштедт был просто ошеломлен свалившимся на его голову успехом! Воодушевившись этим, успешный переводчик присваивает авторство произведений, мало того, настолько входит в роль, что начинает везде подписываться именем Шафи Вазех. Только в течение одного года приходилось выпускать по несколько изданий "- Песен Мирзы Шафи". Книги буквально разлетались. В 1887 году в Берлине ставится оперетта о популярном поэте под названием: "Die Lieвеr des Mirza Chaffee". В то время, когда истинный автор умер в безвестности и нищете в Тифлисе. Обкраденный и забытый при жизни, он оказался ограбленным и после смерти. Азербайджанское кладбище, находившееся за Тбилисским Ботаническим садом, после войны снесли, и никто на родине поэта не поднял голос в защиту памяти своего великого земляка. Сегодня, когда мы слышим в еще юных, неокрепших талантах звучание гениальности, не стоит удивляться, так как мы имеем богатую наследственность.
Категория: Мои статьи | Добавил: ilka1 (05.02.2010)
Просмотров: 568 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]