Ислам - религия любви и милосердия. Коран -это послание любви и милосердия милостивого Бога к Своим созданиям. Впервые мы знакомимся с Богом в Коране, где он предстает перед нами, как дающий пищу и поддержку всему миру, созидающий и всепрощающий. Коран провозглашает, что Божественное милосердие бесконечно. Не удивительно, что Посланник, который принес Коран, именуется "Рахматул лиль-алямин", т.е. милосердие для мира. Ислам, в сущности, - это религия любви - любви Бога к человеку и к совершенству. Любовь -это основа и цель всех истинных Божественных религий. Коран начинается с того, что называет Бога Рахман и Рахим. Обычно эти слова переводятся на другие языки, как милостивый и милосердный. Однако слово "Рахман" в арабском языке имеет множество дополнительных значений: Это и любовь, и милосердие, и благословение и т.д.
Таким образом, первые аяты Корана, где дважды повторяются такие эпитеты Бога, как Рахман и Рахим, восхваляют исключительно Создателя, про которого говорится, что он "Рабб". Это еще одно трудно переводимое слово, очень богатое значениями, означающее "Господь", "Питающий", "Развивающий" свои создания и т.д.
Рабб (араб) - Владыка, Хозяин, Господь всей Вселенной (Раббуль Алямин). Бог - созидательная, а не слепая жизненная сила. Одна из характерных черт Бога - это целеустремленность, направленная на реализацию идеалов и конечных целей. Любовь Бога создает все сущее, вселенную, развивающуюся по определенным законам, как физическим, так и моральным, составляющим основу человеческой жизни. По этим законам судят людей. Эта вторая черта выведена как вторичная из первой, созидательной любви. Бог Рахман, Рахим и Рабб, а уже потом судья. Законы его рождаются любовью, его правосудие вдохновляется любовью. Это совсем не означает, что Бог одинаково любит добро и зло. Так как его любовь созидательная и совершенствующая. Бог не может любить то, что сводит, на нет идеалы. Чтобы показать, что означает любовь Бога, приведем несколько аятов из Корана.
"Он (Аллах) отличает Своим милосердием, кого пожелает. А Аллах - обладатель великой милости!" (3:74);
"... поистине, Аллах любит добродеющих!" (2:195);
"Поистине, Аллах любит обращающихся и любит очищающихся!" (2:222);
"Поистине, Аллах любит полагающихся!" (3:159).
В Коране сказано:
"Поистине, Аллах любит справедливых!" (5:42);
"Поистине, Аллах любит богобоязненных!" (3:76);
"Аллах любит делающих добро!" (3:148); "Аллах любит терпеливых!" (3 : 146);
"Поистине, Аллах любит очищающихся!" (9 : 108);
"Поистине. Аллах любит тех, которые сражаются на его пути рядами, как будто бы они - плотное здание!" (61 :4).
Если Бог любит все эти качества, то он не может любить то, что отрицает эти качества, а также не может любить людей, которые своим образом жизни отказываются признать эти качества.
"Аллах не любит неверных!" (3:32)
Не потому, что он их не любит, что оскорблен Сам, а потому, что это неверие делает преступным самого человека.
"Аллах не любит преступающих!" (2:190);
"Аллах не любит тех, кто горделиво хвастлив!" (4:36);
"Поистине, Аллах не любит сеющих порчу!" (28:77); "Поистине. Он не любит неумеренных!" (6:141);
"Он не любит возносящихся!" (16:23).
Приведенные цитаты из Корана доказывают, что Ислам выступает за высокие моральные идеалы и улучшение человеческой жизни.
Любовь Аллаха созидательна, она помогает утверждать прекрасное и очищать жизнь от скверны.
Ислам не основан на мистике, чудесах, мифах или легендах, он не требует веры в иррациональное или в ультра рациональные догматы, в которых нравственность человека не играет роли.
Ислам -религия, утверждающая ценности жизни, а Бог -источник и хранитель этих ценностей.
Любовь Бога к человеку или человека к Богу - это активная созидательная сила, которая превозносит Бога и очищает верующего.
Ислам - воплощение гуманизма, потому что он возвеличивает ценность человеческой жизни на земле.
На пути любви - любви Бога к человеку и другим его созданиям, любви человека к человеку чистая вера Ислама и свод жизненных законов совпадают.
Делать что-либо ради любви к Богу означает связывать это действие с реализацией высших ценностей жизни. Действия же, не связанные с верой в высшие идеалы. становятся просто механическими или осуществляются на низшем биологическом уровне.
По Корану то, что сознательно не служит идеалу, не питает дух. Эгоистические и ограниченные жизненные цели не возвышают душу и не поощряются Исламом, даже если с первого взгляда не причиняют вреда. Например, милосердие, если принимает материальную форму, может испортить получающего его в духовном отношении, так как он может постоянно чувствовать себя должником, или оно может оказаться недействительным из-за желания оказывающего милосердие получить за него похвалу.
"О вы, которые уверовали! не делайте тщетными ваши милости попреком и обидой, как тот, кто тратит свое имущество из лицемерия перед людьми..." (2:264).
Такие поступки без веры в идеал сравнимы с миражем в пустыне, который обманывает странника, заставляет его страдать от жажды еще сильнее.
"А у тех, которые не веровали, деяния - точно мираж в пустыне. Жаждущий считает его водой, а когда подойдет к нему, видит, что это - ничто..." (24:39).
Кто ищет награды в земной жизни, обязательно получит ее, если использует подходящие средства для ее достижения, но будет расплачиваться духовным падением, потому, что все, что он делал, он совершал чисто из эгоистических побуждений.
Коран предупреждает:
"Кто желает жизни близкой и ее украшений, тому мы полностью завершим дела их в ней, и они здесь не будут обделены. Это - те, для которых нет в будущей жизни ничего, кроме огня, и тщетно то, что они творили" (11:15,16).
Другими словами, действие ради похвалы, а также просто соблюдение каких-то законов не приносит никакой пользы душе.
Имя автора: Проф. Мухаммад Мазхаруддин Сиддики