Первый вопрос: общий смысл хадиса. Смысл этого хадиса состоит в указании на то, что мусульмане будут ходить путями иудеев и христиан, старательно подражая им в малом и в большом во всех деталях. Что касается слова "обычай" (сунна), которое употребил пророк,(мир ему), то под ним подразумевается путь или способ.
Имам ан-Навави сказал:
- Упоминания о пядях, локтях и норе ящерицы приведены для примера и служат указанием на высокую степень согласия с ними, однако имеется в виду подражание их грехам и нарушениям, но не их неверию.
Что касается вопроса сподвижников пророка,(мир ему), уточнивших, идёт ли речь об иудеях и христианах, то они задали его по той причине, что считали подобное удивительным и маловероятным.
Второй вопрос: проявление осторожности по отношению к тому, что может произойти.
Несмотря на то, что в этом хадисе говорится о том, что произойдёт в будущем, цель его состоит в побуждении людей к тому, чтобы они предприняли меры предосторожности и не оказались введёнными в заблуждение, если это случится. Нечто подобное сказал бы людям и тот, кто пожелал бы предупредить свой народ о том, что завтра на него нападут враги, и побудить людей к тому, чтобы они должным образом подготовились к этому.
Любой мусульманин, который ознакомится с содержанием этого хадиса, а потом обратит внимание на то, до какой степени мусульмане стали уподобляться неверным, уже не будет ослеплен этим, но будет знать, что религия ислама выражается ещё и в том, чтобы отличаться от неверных.
Третий вопрос: независимость мусульманина.
Одна из важнейших задач шариата состоит в том, чтобы внушить мусульманам, что им следует вести себя не так, как делают это обречённые на муки ада иудеи, христиане и многобожники. В жизнеописании пророка,(мир ему), и в его сунне имеется множество свидетельств о том, что пророк,(мир ему), предостерегал мусульман от уподоб-ления неверным в том, что касается одежды, поведения и тому подобных вещей, и сам неуклонно следовал этому даже в мелочах, например, если дело касалось прически или цвета краски для волос. Смысл этого состоял в том, чтобы как-то выделить мусульман, внушить им чувство гордости за свою религию и убедить их в том, что до тех пор, пока они остаются верующими, они будут выше неверных. Точно также мужчина должен ценить то, что он является мужчиной, и не уподобляться женщинам, а женщина должна гордиться тем, что она является женщиной, и не уподобляться мужчинам, о чём пророк, (мир ему), сказал так:
«Аллах проклял мужчин, уподобляющихся женщинам, и женщин, уподобляющихся мужчинам».
Ввиду всего этого мусульманин должен бережно относиться ко всем указаниям своей религии, сохраняя свою независимость и стараясь избежать возможного растворения в чуждых ему традициях как Запада, так и Востока, чему шейх-уль-ислам Ибн Таймийа, да помилует его Аллах, даже посвятил специальное и заслуживающее внимания сочинение.
Четвёртый вопрос : чудо пророка (мир ему).
Этот хадис относится к числу явных чудес нашего пророка,(мир ему), поскольку в наше время мы можем воочию видеть то, о чём он говорил так давно, ведь сегодня очень многие мусульмане следуют за христианами не только в том, что имеет отношение к политике, экономике, искусству, литературе, средствам массовой информации и этике, но подражают им даже в мелочах: они одеваются и стригутся подобно им, дают своим детям их имена и т.д. Некоторые даже стали считать степень близости к Западу мерилом прогресса и цивилизованности, что и служит подтверждением правоты пророка, :
«...если они проникнут в нору ящерицы, то и вы последуете за ними!»
Пятый вопрос: причины подражания неверным.
Имеющее место сегодня подражание мусульман неверным объясняется многими причинами, важнейшими из которых можно считать следующие:
1 -Удалённость мусульман от правильных воззрений и их невежество в том, что касается их собственной религии, в сочетании с привычкой к роскоши и удовлетворению любых своих желаний, что и подтолкнуло их к установлению связей с теми, кто способствовал облегчению их жизни, даже если это и делалось за счёт их религии. И самым большим упущением, от которого предостерегал Аллах, была утрата компонентов силы.
2 - Захват христианами стран ислама с помощью силы, в результате чего большинство их превратилось в колонии, где насаждались традиции, образ жизни и даже язык захватчиков, которым стали подражать многие, исходя из того, что побежден ному следует подражать победителю.
3 - Ослеплённость руководителей мусульман, представите лей интеллигенции и мусульманских мыслителей материальным прогрессом, которого добился неверный Запад в последние десятилетия. К сожалению, этот прогресс слишком резко контрастирует с отсталостью и невежеством, получившими распространение в ряде стран ислама. Иногда вышеупомянутая ослеплённость отдельных мусульман доходит до того, что они даже призывают нас полностью уподобиться христианам, в том числе: отказаться от своей религии и своих ценностей. Однако на самом деле эти люди, сами утратившие веру и ничего не достигшие в этом мире, берут у Запада всё самое плохое, желая добавить к отсталости мусульман ещё и пороки и вседозволенность, процветающие на Западе.
Шестой вопрос: вы будете выше до тех пор, пока вы веруете.
Для того, чтобы не обольщаться Западом и его материалистической культурой, мусульманам следует осознать ряд истин, в том числе:
1 -Мусульмане, исповедующие религию, которая принесла с собой руководство и спасение для миров, составляют собой лучшую из всех существовавших общин, а поэтому они должны гордиться своей религией и помнить о том, что ислам является лучшим из того, что они могут дать людям, а если они станут пытаться возвыситься за счёт чего-либо другого, то Аллах обязательно унизит их, ведь истинным успехом можно считать лишь тот успех, которого человек может добиться в мире вечном, а это значит, что вести за собой людей должны только те, кто держит в своих руках ключи от счастья в жизни вечной, то есть - мусульмане.
2 - Неверные, которых ненавидит Аллах, вместе со своими заблуждениями и неверием станут топливом для огня, а в глазах Аллаха они "подобны скотам, и даже более заблудшие "[1], ибо "знают они явное об этой жизни, а о жизни вечной не ведают". [2] Так как же может после этого мусульманин завидовать им, или желать стать одним из них или пренебрегать той совершенной милостью, которую оказал ему Аллах, приведя его к этой религии единобожия?!
3 - Большие успехи в области материального прогресса Запада не дают ему права объявлять свои ценности, обычаи и образ жизни тем критерием, в соответствии с которым следует оценивать и все другие народы. Так, например, люди, живущие на Западе, возмущаются допустимостью многоженства, но не видят ничего дурного не только в прелюбодеяниях, но даже и в гомосексуализме! Они проливают слёзы, когда кто-то мучает животных, но проявляют жестокосердие, когда убивают или лишают крова людей, особенно если этими людьми являются мусульмане. Таким образом, подражающие их нравам подобны тем, кто обращается за врачебной помощью к боксёру или борцу только потому, что они восхищаются его мускулатурой.
4 - В отсталости мусульман виноват не ислам, а различные социальные недуги, отсутствие целеустремлённости, раздоры среди мусульман и многие другие достойные сожаления обстоятельства, что же касается ислама, то эта религия, напротив, призывает к усилению и процветанию, что отнюдь не противоречит установлениям шариата, призывающего к обеспечению неприкосновенности пяти вещей - религии, разума, чести, имущества и жизни. Лучшим доказательством того, что дело вовсе не в исламе, является то, что часть мусульман отвернулась от своей религии, перестала посещать мечети и стала подражать Западу буквально во всём, однако всё это ни в коей мере не способствовало избавлению мусульман от отсталости и не принесло никакой пользы им самим, а Аллах Всевышний сказал:
[О те, кто уверовал! Если станете вы повиноваться неверным, они обратят вас вспять[3] , и вы понесёте урон.]
Седьмой вопрос: подражание их отличительным особенностям.
Запрет на подражание неверным распространяется также и на то, что относится к числу их отличительных признаков, например, к образу жизни, внешнему виду мужчин и женщин, праздникам и обычаям.
Если же говорить о том, что является общим для всех народов, то есть о научных разработках, производстве, медицине и использовании современных изобретений наподобие самолётов и автомобилей, то это не имеет отношения к подражанию, так как не может быть чьей-то монополией. ("Семейство Имрана", 149.)