AbdurRahman as-Sa’di, «Озарение от Славного»
комментарий к
«Книге Единобожия», Muhammad at-Tamimi Глава 24
О КОЛДОВСТВЕ
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Смысл аята 102 из суры «Корова».
2. Смысл аята 51 из суры «Женщины».
3. Смысл понятий «джибт» и «тагут» с указанием разницы между ними.
4. Тагут может быть как джинном, так и человеком.
5. Знание семи грехов, особо запрещённых посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
6. Колдун является неверным.
7. Он должен быть убит, и за это покаяние не приносится.
8. Если такое явление имело место среди мусульман во время правления Умара, да будет доволен им Аллах, то что же говорить о том, что было позже?
Всевышний Аллах сказал:
«...И они знали, что тому, кто приобретал это, не будет доли в Будущей жизни...»* (Корова, 102).
Он сказал также:
«...Они веруют в джибта и тагута...» (Женщины, 51).
*Колдовство — это чтение заклинаний, завязывание узлов и прочее из того, что влияет на души и тела людей, вызывая болезни и смерть, разлучая мужа с женой и т. п. Всевышний сказал: «Сулайман не был неверным, а неверными были шайтаны: они обучали людей колдовству и тому, что было ниспослано двум ангелам в Вавилоне — Харуту и Маруту. Но оба они не обучали никого, не сказав ему: '“Мы — искушение, не становись же неверным!” И те научались от них, чем разлучать мужа от жены, — хотя они не вредили этим никому иначе, как с дозволения Аллаха. Они обучались тому, что им вредило и не приносило пользы, и они знали, что тому, кто приобретал это, не будет доли в Будущей жизни. Как ничтожно то, за что продали они свои души, — если бы они это знали!» (Корова, 102).
Всевышний также сказал: «Скажи: “Я прибегаю к Господу рассвета... от зла дующих на узлы...”» (Рассвет, 1, 4). В этой суре Аллах повелел прибегать к Его покровительству от зла колдуний, и если бы колдовство не было истиной, то Всевышний не повелел бы этого. Колдовство запрещено Аллахом, и на это указывает вышеуказанный аят из суры «Корова» и слова Всевышнего: «...И не будет иметь счастья колдун, куда бы ни пришёл”». (Та Ха, 69).
Умар сказал: «Джибт — это колдовство, а тагут — это Шайтан».
Джабир сказал: «Тагуты — это предсказатели, в которых вселился шайтан, и в каждом из них — по одному шайтану».
Абу Хурайра рассказывал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
Избегайте семи смертных грехов. Люди спросили: «А каких именно, о посланник Аллаха?» Он, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: Ширка, колдовства, запрещённого Аллахом убийства, иначе как по праву, взимания процентов с долга, присваивания имущества сироты, бегства с поля боя и опорочивания целомудренных женщин*. Этот хадис рассказали аль-Бухари и Муслим. (Аль-Бухари 5/294 и 12/160, Муслим (89), Абу Дауд (2874), ан-Насаи 6/257).
В хадисе от Джундаба говорится, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Колдун наказывается ударом меча. Этот хадис передал ат-Тирмизи и сказал, что этот хадис достоверный, ибо это имело место в действительности. (Ат-Тирмизи (1460), аль-Хаким 4/360).
В «ас-Сахихе» аль-Бухари приводится хадис Баджали ибн Абады: «Умар ибн аль-Хаттаб издал указ убивать каждого колдуна и колдунью, и мы убили троих». (Аль-Бухари 6/184, 185 (без упоминания убийства колдуньи), ат-Тирмизи (1586), Ахмад 1/190, 191, Абу Дауд (3043) и др. с достоверным иснадом).
«Рассказывают, что Хафса повелела убить свою рабыню, которая заколдовала её, и та была убита. То же самое рассказывают и о Джундабе». (Малик 2/872; хадис мункати‘ (т.е. в иснаде нет одного рассказчика).
Ахмад сказал: «О трёх сподвижниках Пророка**.
*Ибн Аббас говорил, что смертных грехов — семь, однако согласно другим ривайам от него — их семь и семь [четырнадцать. — Ред.], семьдесят или семьсот. Многочисленные труды о них были написаны хафизом Ибн Раджабом, шейх-уль-Исламом Ибн Абд аль-Ваххабом, хафизом аз-Захаби и др.
Одним из величайших грехов является несправедливое убийство. Всевышний сказал: «А если кто убьёт верующего умышленно, то воздаянием ему будет геенна — для вечного пребывания в ней...» (Женщины, 93). Жизнь мусульманина становится прикосновенной при совершении им трёх грехов: убийства другого мусульманина, прелюбодеяния и выхода из общины Ислама. В этих случаях необходимо покаяние, о чём сказал Аллах: «...Те, которые не взывают к другому божеству наряду с Аллахом, и не убивают душу, запрещённую Аллахом, иначе как по праву, и не прелюбодействуют. А кто совершает это, тот встретит воздаяние: удвоено будет ему наказание в день Воскресения, и будет пребывать он в нём вечно униженным, кроме тех, кто покаялся, уверовал и творил благое. Аллах заменит их злые деяния благими, ведь Аллах — Прощающий, Милосердный!» (Различение, 68—70).
**Это значит: приказ об убийстве колдунов дошёл до нас от трёх сподвижников: Умара, Хафсы и Джундаба.
Глава 25
РАЗЪЯСНЕНИЕ НЕКОТОРЫХ ВИДОВ
КОЛДОВСТВА
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ.
1. Смысл понятий «‘ийафа» и «тарк».
2. Гадание по направлению полёта птиц, путём черчения линий на земле, а также суеверие являются джибтом.
3. Астрология является одной из разновидностей колдовства.
4. Завязывание узлов и плевание на них также относится к колдовству.
5. Клевета и сплетни также расцениваются как колдовство.
6. Определённого рода красноречие тоже относится к этому.
Ахмад приводит слова Мухаммада ибн Джафара от Ауфа [ибн Абу Джамили. — Ред.] от Хаййана ибн аль-Ала от Катана ибн Кабисы от его отца [Кабисы ибн Махарика. — Ред.], который слышал, как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
‘Ийафа, тарк и суеверие являются джибтом.
Ауф сказал: «‘Ийафа означает предсказание по направлению полёта птиц, а тарк — это черчение линий на земле». Аль-Хасан [аль-Басри. — Ред.] сказал, что джибт — это «отголосок Шайтана»*.
Иснад этого хадиса очень хороший. Его передали также Абу Дауд, ан-Насаи и Ибн Хиббан. (Ахмад 3/477 и 5/60, Абу Дауд (3908), Ибн Хиббан (1426). В иснаде хадиса Абу аль-Ала Хаййан ибн Мухаррик — малоизвестный рави, которого считал надёжным только Ибн Хиббан. Вместе с тем ан-Навави назвал этот хадис хорошим в своём сборнике «Рийад ас-Салихин» [1668]).
Ибн Аббас рассказывал:
«Посланник Аллаха сказал: Тот, кто обучился какой-либо отрасли астрологии, тот обучился отрасли колдовства, а кто обучился большему, тот выучил столько же колдовства». Этот хадис привёл Абу Дауд с достоверным иснадом. (Ахмад 1/277, 311, Абу Дауд (3905), Ибн Маджа (3726) с сильным иснадом).
Ан-Насаи приводит хадис Абу Хурайры о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
Тот, кто завязал узел, а затем поплевал на него, совершил колдовство; совершивший же колдовство совершил ширк. А тот, кто привязался к чему-либо, вверяется этому. (Передали ан-Насаи 7/112, ат-Тирмизи (2073), Ахмад 4/310, 311, аль-Хаким 4/216. В иснаде хадиса — Абдуррахман ибн Абу Лейла, у которого была слабая память, однако смысл хадиса подтверждается другими ривайами, что усиливает его).
Ибн Масуд рассказывал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
Не сообщить ли мне вам, что относится к колдовству? Это — клевета и распространение сплетен. Этот хадис передал Муслим (2606).
Аль-Бухари и Муслим приводят хадис Ибн Умара, который рассказывал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
И в красноречии, есть какая-то доля колдовства.**
*Ибн Абу Хатим привёл слова Саида ибн Джубейра: «Когда Всевышний Аллах проклял Иблиса, его образ изменился, став отличным от образа ангелов, и он застонал. Все его отголоски пребывают в этом мире до дня Воскресения».
Баки ибн Махлад в своём толковании Корана писал, что Иблис стонал четыре раза: когда он был проклят, когда он был низвергнут, когда родился посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и когда была ниспослана сура «аль-Фатиха» (Открывающая Коран).
Саид ибн Джубайр рассказывал, что Ибн Аббас сказал: «Когда посланник Аллаха завоевал Мекку, Иблис издал такой вопль, на который собралось всё его войско».
**Ибн Абд аль-Барр сказал о красноречии: «Группа учёных толковала этот хадис как порицание [красноречия. — Ред.], потому что колдовство порицается, однако большинство учёных и знатоков поведения считают, что это одобряется, так как Всевышний одобряет ясность. Как-то один человек попросил Умара ибн Абд аль-Азиза о чём-то и сделал это так красиво, что Умар сказал: “Клянусь Аллахом, это — разрешённое колдовство”».
Красноречие действует, как колдовство, так как может представить истину ложью, и ложь — истиной. К этому склоняются сердца невежественных людей, и они начинают принимать ложь и отрицать истину. Мы же просим у Аллаха стойкости и прямого пути. Однако красноречие, которое проясняет и выявляет истину и уничтожает ложь, одобряется.
ЗДРАВОЕ СЛОВО О ГЛАВАХ ДВАДЦАТЬ ЧЕТВЕРТОЙ И ДВАДЦАТЬ ПЯТОЙ
Причина включения проблемы колдовства в книгу, посвящённую таухиду, заключается в том, что колдун в большинстве случаев достигает своих целей посредством ширка и взывания к шайтанам. Раб Аллаха может достичь таухида только в том случае, если он полностью откажется от любого колдовства, будь оно большое или малое.
Именно поэтому Законодатель упоминает колдовство в одном ряду с ширком. Оно считается таковым в силу двух обстоятельств:
1) из-за использования шайтанов и связи с ними, а также возможного сближения с ними посредством того, что им любезно, с целью использования их для достижения собственных желаний;
2) из-за претензий на знание сокровенного или на соучастие с Аллахом в знании этого и следования путём, ведущим к этому. Всё это является разновидностями ширка и неверия.
Кроме того, результатами колдовства являются отвратительные деяния, такие как убийство, разобщение любящих, возбуждение симпатий и антипатий, стремление изменить умонастроение людей, что абсолютно недопустимо. Всё это является проявлением ширка и путём, ведущим к нему. Поэтому колдунов полагается убивать, поскольку они наносят вред обществу и распространяют смуту.
Очень распространённой разновидностью колдовства является распространение клеветы, поскольку её результатами, как и результатом колдовства, являются разобщение среди людей, настраивание сердец влюблённых на взаимную вражду и сеяние зла.
Существуют и другие виды колдовства, каждый из которых хуже и гнуснее другого.
Глава 26
О ПРЕДСКАЗАТЕЛЯХ И ИМ ПОДОБНЫХ
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Вера в предсказания несовместима с верой в Коран.
2. Провозглашение этого неверием.
3. О тех, кто слушает предсказания.
4. О тех, кто верит в дурные приметы.
5.О тех, кто прибегает к помощи колдовства.
6. О тех, кто занимается нумерологией.
7. О разнице между предсказателем и прорицателем.
Муслим приводит слова некоторых жён Пророка о том, что однажды он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
Если человек придёт к прорицателю, спросит его о чём-нибудь и поверит сказанному им, то его Намаз не будет принят в течение сорока дней. (Передали Муслим (2230), Ахмад 5/380 и 4/68. Фраза «...и поверит сказанному им» отсутствует у Муслима.
Что же касается слов Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, ...молитва не будет принята в течение сорока дней, то ан-Навави сказал, что «это значит, что он не получит за них вознаграждения». Учёные единогласны в том, что молитву за эти сорок дней повторять не надо).
Абу Хурайра передал следующее высказывание Пророка, да благословит его Аллах и приветствует:
Кто пришёл к предсказателю и поверил в сказанное им, тот тем самым проявил неверие в то, что было ниспослано Мухаммаду. Этот хадис передал Абу Дауд. (Ахмад 2/408, 429 и 476, Абу Дауд (3903), ат-Тирмизи (135), Ибн Маджа).
Аль-Хаким приводит следующий достоверный согласно требованиям аль-Бухари и Муслима хадис Абу Хурайры от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует:
Тот, кто пришёл к прорицателю или предсказателю и поверил в сказанное им, тем самым проявил неверие в то, что было ниспослано Мухаммаду. (Ахмад 2/429, аль-Хаким, аль-Байхаки; достоверный хадис).
Абу Йа‘ла приводит аналогичный хадис с очень хорошим иснадом от Ибн Масуда*.
Имран ибн Хусайн передал следующее высказывание Пророка, да благословит его Аллах и приветствует:
Не из нас тот, кто считает что-либо дурной приметой или верит в них, тот, кто занимается предсказаниями или слушает их, и тот, кто колдует или прибегает к помощи колдовства. Пришедший же к предсказателю и поверивший в сказанное им, проявил тем самым неверие в то, что было ниспослано Мухаммаду. Этот хадис передал аль-Баззар с хорошим иснадом**.
Такой же хадис приведён и ат-Табарани в «аль-Аусате» с хорошим иснадом от Ибн Аббаса, но без заключительной части, начинающейся со слов «Пришедший же к...». (Аль-Мунзири в «ат-Таргиб ва-т-Тархиб» 4/52 сказал, что иснад обоих хадисов хороший. Аль-Хейсами 5/117 сказал, что это — достоверный хадис).
Аль-Багви сказал: «Прорицатель — это человек, который заявляет, что по определённым признакам знает реальные факты и может указать, где находится украденное, потерянная вещь и т.д.»
Говорят также: «Это — предсказатель». Предсказателем называется тот, кто возвещает то, что произойдёт в будущем. Говорят также: «Это тот, кто сообщает, что у человека на уме из тайных помыслов».
Абу аль-Аббас ибн Теймийа сказал: «Прорицатель — это обобщающее понятие, которым называют предсказателя, астролога, гадателя на песке и т.д., то есть каждого, кто таким образом претендует на знания о судьбах»***.
Ибн Аббас сказал о людях, которые занимаются нумерологией и гадают по звёздам: «Я не думаю, что хоть один из тех, кто занимается этим, обретёт добро у Аллаха».
*Абу Иа‘ла и аль-Баззар аль-Мунзири в своём труде «ат-Таргиб ва-т-Тархиб» сказали, что иснад этого хадиса хороший. Хафиз аль-Хейсами привёл его в «Маджму‘ аз-Заваид» 5/118 и сказал: «Его передал аль-Баззар и его рассказы достоверны, кроме Хубейры ибн Марйам, который является надёжным.» Он также сказал, что его привели ат-Табарани в «аль-Кабире» и «аль-Аусате». Рассказчики «аль-Кабира» ат-Табарани и аль-Баззара надёжны.
**Этот хадис указывает на неверие колдунов и предсказателей, поскольку они заявляют о, якобы, знании ими сокровенного, а это является неверием. Всевышний сказал: «У Аллаха знание о Часе. Он низводит сильный дождь и знает то, что в чревах. Ни одна душа не знает, что она приобретёт себе завтра, и ни одна душа не знает, в какой земле умрёт. Поистине, Аллах — Знающий, Ведающий! (Лукман, 14). Он так же сказал: «У Него ключи совершенного; не знает их никто, кроме Него». (Скот, 59). Всевышний также сказал: «...Ведающий сокровенное, Он не открывает сокровенное никому, кроме того, кто угоден ему из посланников...» (Джинны, 26—27). Поэтому поверивший предсказателю отрицает истинность этих аятов, а это — неверие.
Те, кто считал, что подобное неверие не выводит из общины Ислама, опирались на слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: ...Его молитва не будет принята в течение сорока дней. Имам Ахмад не дал точного ответа, является ли подобное неверие великим и выводит ли оно из общины Ислама, что является наиболее известным рассказом от него.
В словах Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: Не из нас... содержится суровое предупреждение людям, занимающимся подобными делами, будь то ширк, что представляет собой суеверие, или неверие, чем являются предсказания и колдовство.
***Тот, кто заявляет о своей приближённости к Аллаху и ссылается на знание им сокровенного, является клевретом Шайтана, а не приближённым Милосердного. Всевышний одаряет Своих богобоязненных рабов, однако этот дар отличается от того, о котором заявляют люди, говорящие: «Слушайте! Я знаю сокровенное». Уже само подобное заявление является указанием на его ложность. Всевышний сказал: «Потому не восхваляйте сами себя: Он лучше знает тех, кто богобоязнен» (Звезда, 32). Он также сказал: «Поистине, приближённым Аллаха не будет ни страха, ни печали — тем, которые уверовали и были богобоязненны». (Йунус, 62—63). Как подобные верующие, трепещущие от страха пред их Господом, могут сказать: «Знайте, что мы — приближённые Аллаха и ведаем сокровенное?». Говорящий это стремится возвыситься в глазах людей и добиться этим прибыли в мирских делах.
Достаточно взглянуть на сподвижников Пророка, да благословит Аллах и приветствует Пророка и да будет доволен его сподвижниками, и их последователей, которые были лучшими из святых Аллаха:
Абу Бакр не мог удержаться от слёз при чтении Корана. Умар, слыша плач с задних рядов, также плакал в Намазе. Они всю ночь напролёт повторяли один аят Корана, трепеща от страха. Тамим ад-Дари ворочался в постели, не смыкая глаз от страха перед Огнём, и вставал на Намаз...
Всевышний так охарактеризовал Своих приближённых: «Только рассудительные внемлют этому — те, которые верны в исполнении обязанностей пред Аллахом и не нарушают завета». (Гром, 19—20). Он также сказал:«Поистине, те, которые благоговеют в страхе пред Господом своим, которые веруют в знамения Господа своего, которые не придают равных Господу своему, и которые подают в милостыню то, что подают, в то время как сердца их трепещут от того, что они к Господу своему возвратятся, — это они стремятся к благам и опередят других на пути к ним». (Верующие, 57—61). Вот характеристика чистейших святых, и они далеки от того, чтобы посягать на права Всевышнего Аллаха на высокомерие, возвеличивание и знание сокровенного.
ЗДРАВОЕ СЛОВО О ГЛАВЕ ДВАДЦАТЬ ШЕСТОЙ
К прорицателям и им подобным относятся все, кто объявляет, что знает сокровенное. Знание сокровенного является прерогативой, присущей лишь Одному Аллаху. Те же, кто претендует на соучастие с Аллахом в этом путём предсказаний или прорицаний, а также те, кто верит им, приобщают к Аллаху сотоварищей в обладании Божественными качествами, присущими только Ему, и тем самым отвергают Аллаха и Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует.
Многие предсказания, связанные с шайтанами, представляют собой разновидность ширка и являются приобщением к средствам, с помощью которых прорицатели притязают на знание сокровенного. Это является ширком в связи притязаниями на соучастие с Аллахом в знании, доступном только Ему, а также в связи не с Аллахом.
Из изложенного в этих двух главах материала становится ясно, что Законодатель удаляет людей от всяческих небылиц, вредящих вере и разуму.
Глава 27
О СНЯТИИ КОЛДОВСТВА
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Запрещение снятия колдовства посредством другого колдовства.
2. Указание на разницу между тем, что запрещается, и тем, что разрешается, для того, чтобы устранить имеющиеся трудности.
Джабир рассказывал:
«Когда посланника Аллаха спросили о снятии колдовства [посредством другого колдовства. — Ред.], он сказал: «Это — одно из деяний Шайтана». Этот хадис с очень хорошим иснадом передал Ахмад. Его также привёл Абу Дауд (Ахмад 3/294, Абу Дауд [3868]) и сказал: «Об этом спросили Ахмада, на что он ответил: “Ибн Масуд порицал это полностью”».
Аль-Бухари передал хадис Катады:
«Я спросил Ибн аль-Мусаййаба: “Разрешено ли заниматься исцелением человека, который заколдован и не может подойти к своей жене, или же это запрещается?” Он ответил: “Ничего страшного в этом нет, ибо они тем самым хотят лучшего. То, что полезно, не запрещается”». (Аль-Бухари 10/198).
Передают также следующие слова аль Хасана аль-Басри: «Колдовство снимает только колдун». («Джами‘ аль-Масанид» Ибн аль-Джаузи).
Ибн аль-Каййим сказал: «Снятие колдовства с околдованного бывает двух видов: во-первых, аналогичным колдовством, что и является одним из деяний Шайтана и имеется в виду в словах аль-Хасана. Тем самым как снимающий колдовство, так и околдованный приближаются к Шайтану посредством того, что ему любезно, и таким образом снятие колдовства становится бессмысленным. Во-вторых, снятие колдовства заклинанием, обращением с мольбой к Аллаху и другими дозволенными способами, что допускается».
ЗДРАВОЕ СЛОВО О ГЛАВЕ ДВАДЦАТЬ СЕДЬМОЙ
В приведённом автором в этой главе высказывании Ибн аль-Каййима в отношении снятия колдовства с околдованного подробно излагается то, что разрешается, и то, что запрещается, чего вполне достаточно.