Также этот термин употребляли и его сподвижники в отношении их самих. Маймун рассказывал, что Ибн ‘Аббас сказал: “О Маймун, не ругай саляфов (сподвижников), и тогда ты войдешь в Рай с миром!” Ибн Абу Хатим 2/356. Нет сомнения в том, что саляфия имеет самое прямое отношение к Исламу, ибо это означает «понимание религии в том виде, в котором ее понимали пророк (мир ему и благословение Алла-ха) и его сподвижники». Что же касается тех, кто пытается выставить термин «саляфия» как нововведение, то они пошли еще дальше, ведь саляфы – это первые поколения мусульман, во главе которых стоит посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), а саляфиты – это те, кто следует по их пути. И нет сомнения в том, что этот термин имеет самое прямое отношение к Исламу, ибо он означает понимание религии в том виде, в котором ее понимали саляфы нашей общины. Языковое значение слова «саляф»
Ибн Манзур сказал: “«Ас-Саляф», «ас-салиф», «ас-сальфа» – предшествовавшая община”. См. “Лиса-нуль-араб” 6/330.
Примером этому являются слова Всевышнего Аллаха, который сказал о фараоне и его войске: «Когда же они разгневали Нас, Мы отомстили им и потопили их всех. Мы сделали их предшественниками (саляфан) и назидательным примером для остальных» (аз-Зухруф 43: 55-56).
Шариатское определение слова «саляф»
Имам ас-Саффарини говорил: “Под мазхабом саляфов подразумевается то, на чем были благородные сподвижники пророка (мир ему и благословение Аллаха) и их последователи (таби’ун), известные своим благочестием, а также имамы нашей религии, о которых засвидетельствовали, что они действительно являлись великими имамами уммы”. См. “Ляуамир аль-ануар аль-бахия” 1/20.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), его сподвижники и их благочестивые последователи (таби’ун), да будет доволен ими Аллах, являются праведными предками (ас-саляфу-ссалих) нашей общины (да будет доволен ими Аллах). И каждый, кто призывает к тому, к чему призывал посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), его сподвижники и их благочестивые последователи, находится на манхадже (пути) саляфов.
Имам ас-Сам’ани сказал: “Слово «саляфит» означает причисление себя к саляфам и следование их мазхабу, о котором тебе стало известно”. См. “аль-Ансаб” 3/274.
Хафиз аз-Захаби писал: “Саляфит (саляфий) – это тот, кто следует по мазхабу саляфов”. См. “ас-Сияр” 6/21.
Также существует множество высказываний учёных подтверждающих это.
Придерживавшихся того, чему следовали саляфы, имамы стали также именовать ахлю-Сунна уаль-джама’а. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия о термине «ахлю-Сунна уаль-джама’а» сказал: “Это те, кто строго следует Книге Аллаха и Сунне посланника Его (мир ему и благословение Аллаха), а также тому, на чем сошлись первые поколения из числа мухаджиров и ансаров, и тех, кто искренне последовал за ними”. См. “Маджму’уль-фатауа” 2/375.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия также говорил: “Нововведение связано с расколом (фуркъа) так же, как Сунна связана с единством (аль-джама’а). И поэтому говорят: «ахлю-Сунна уаль-джама’а» (сторонни-ки Сунны и согласия), как говорят: «ахлюль-бид’а уаль-фуркъа» (приверженцы нововведения и раскола)”. См. “аль-Истикъама” 1/42.Некоторые современники, среди которых сирийский доктор Рамадан Буты, имеющий вероубеждение суфиев и являющийся одним из яростных сторонников течения «ихуан аль-муслимин» в Сирии, заявлял, что термин «саляфия» не использовали предшествующие имамы и он является новоизобретенным, и что «саляфия» – это современное течение.
Прекрасное опровержение на книгу доктора Буты под названием «Саляфия не является мазхабом» сделал шейх Салих аль-Фаузан в послании «Та’къибат ‘аля китаб Саляфия ляйсат мазха-бан», а также «Маджалля аль-бухус аль-Ислямия», где он указал на заблуждения данной книги.
Для того, чтобы опровергнуть доктора Буты и ему подобных, достаточно процитировать имамов-предшественников, которые многократно упоминали о термине саляфия и причисляли себя к нему. Великими имамами ахлю-Сунна написано множество книг, которые переполнены терминами «саляф», «саляфия», «саляфит». И ранее уже приводились слова имамов ас-Сам’ани, ас-Саффарини и аз-Захаби относительно определения терминов «саляфия» и «саляфит», что указывает на использование этих терминов имамами с давних пор.
Например, имам аз-Захаби, который написал множество книг, посвященных биографиям ученых, не раз, описывая кого-либо из них, называл его саляфитом. Так, например, об имаме Ибн Салляхе он сказал: “Он был саляфитом, с правильным вероубеждением, который отдалялся от философов и верил в то, что пришло в текстах Корана и Сунны без рассуждений и преувеличений”. См. “Тазкира-туль-хуфаз” 4/1431.
Об имаме ад-Даракъутни он сказал: “Этот человек никогда не заходил в философию, не спорил относительно этого и был саляфитом”. См. “ас-Сияр” 16/457.
Относительно аль-Уазира ибн Хубайры имам аз-Захаби писал: “Он был саляфитом, асаритом”. См. “ас-Сияр” 20/426.
Хафиз Ибн Хаджар о биографии Ибрахима ибн ‘Умара ибн Ибрахима ибн Халиля аль-Джа’бари сказал: “Ибн Рафи’ говорил о нем: “Он был знающим отрасли религиозных наук. И когда он писал о себе, то писал, что он саляфит”, а когда Ибн Рафи’ спросил у него об этом, он ответил: “Это причисление себя к дороге предшественников”. См. “ад-Дураруль-камина” 1/51.
Также Ибн Хаджар относительно Мухаммада ибн аль-Къасима ибн Суфьяна, сказал: “Он лучше всех знал мазхаб маликитов в Египте, а также он был известен своей праведностью и богобоязненно-стью и являлся саляфитом по мазхабу”. См. ”Лисануль-мизан” 5/448.
Хафиз Ибн Касир об Ахмаде ибн Ахмаде Ни’ме сказал: “Он имел правильное вероубеждение и был саляфитом”. См. “Табакъату-шшафи’ия” 2/938.
И шейхуль-Ислам Ибн Таймия очень часто употреблял этот термин. Например, он говорил: “Также из числа саляфитов были Ну’айм ибн Хаммад и аль-Бухари, автор сборника «ас-Сахих»”. См. “Дар ат-та’аруд” 1/244.
Также шейхуль-Ислам говорил: “Каждый, кто отвернулся от пророческого пути саляфии, божественного шариата, тот обязательно впадет в заблуждение!” См. “Дар ат-та’аруд” 5/356.
Он также сказал: “Знай, что нет ничего в здравом разуме и в достоверном тексте (Сунны), что обязывало бы противоречить пути саляфии!” См. “Маджму’уль-фатауа” 5/28.
Также Ибн Таймия, во многих своих трудах порицавший различные термины, приписываемые Исламу и не имевшие основания в религии, говорил: “Нет порицания тому, кто открыто придерживается пути саляфов и приписывает себя к ним и гордится этим, мало того, он обязан принять это по единогласному утверждению, ибо мазхаб саляфов не может быть ничем, кроме как истиной!” См. “Маджму’уль-фатауа” 4/149.
Ученик шейхуль-Ислама Ибн ‘Абдуль-Хади говорил о нем самом: “Был он праведным, саляфитом и богобоязненным”. См. “аль-‘Укъуд ад-дуррия” 5.
Шейх Ибн аль-Къайим говорил: “Было сказано относительно пути саляфии: «Путь для подража-ния»”. См. “Рисаля амрад аль-къулюб” 7.
Хафиз Ибн Раджаб, описывая книгу «‘Акъида аль-Уаситыя», сказал: “Ученые единогласны, что это вероубеждение – Суннитское, саляфитское!” См. “аз-Зайль ‘аля Табакъат аль-ханабиля” 2/396.
Шейх ‘Абдуль-‘Азиз ибн Баз, шейх ‘Абдур-Раззакъ ‘Афифи, шейх ‘Абдуллах ибн Къу’уд и шейх ‘Абдуллах ибн Гъудаян: “Саляфия – это причисление себя к саляфам, а саляфы – это сподвижники и праведные имамы из первых трех поколений, о которых посланник (мир ему и благословение Аллаха) засвидетельствовал благом: «Лучшие люди в моей общине – это мое поколение, а затем следующие за ним, и затем следующие за ним». А саляфийюн (саляфиты) – это множественное число от слова саляфий (саляфит), что означает причисление себя к саляфам. Мы уже говорили о значении этого термина – это люди, которые следуют манхаджу саляфов, придерживавшихся Корана и Сунны. Они призывают к Корану и Сунне и совершают деяния в соответствии с Кораном и Сунной, по причине чего являются ахлю-Сунна уаль-джама’а”. См. “Фатауа аль-Ляджна” 1/165.
Спросили шейха Салиха аль-Фаузана: «Что такое саляфия? Является ли необходимым следовать ее манхаджу?» Он ответил: “Саляфия означает следование манхаджу саляфов из числа сподвижников и их последователей в вопросах вероубеждения, понимания и пути. Для мусульманина является обязательным следовать этому манхаджу!” См. “аль-Аджуиба аль-муфида” 103.
Шейх Бакр Абу Зайд сказал: “Тот, кто утвердился на пути пророка (мир ему и благословение Ал-лаха), причисляется к тому, на чем были праведные предшественники (ас-саляфу-ссалих), которые называются «ас-саляф» или «ас-саляфиюн». И тот, кто приписывает себя к ним, является саляфитом”. См. ”Хукмуль-интима” 36.
Шейх Салих ибн ‘Абдуллах аль-‘Абуд сказал: “Под термином “саляфия” подразумевается следование пути праведных предшественников (ас-саляфу-ссалих) этой общины, которые являются ахлю-Сунна уаль-джама’а”. См. «‘Акъида шейх Мухаммад ибн ‘Абдуль-Уаххаб ас-саляфия» 254.
Литература
1. «Усулю-Ссунна» Ахмад ибн Ханбаль.
2. «аш-Шарх уаль-ибана ’аля усули-Ссуннати уа-ддияна» Абу ‘Абдуллах Ибн Батта.
3. «Шарху-Ссунна» Абу Мухаммад аль-Барбахари.
4. «Шарафу асхабиль-хадис» аль-Хатыб аль-Багъдади.
5. «Файдуль-Къадир би шархиль-Джами’и-ссагъир» ‘Абдур-Рауф аль-Мунауи.
6. «Сильсилятуль-ахадиси-ссахиха» Мухаммад Насыруддин аль-Альбани.
7. «Сахихуль-джами’и-ссагъир» Мухаммад Насыруддин аль-Альбани.
8. «аль-Аджуиба аль-муфида ‘ан асиля аль-манахидж аль-джадида мин иджабат шейх Салих аль-Фаузан» Джамаль ибн Фурайхан аль-Хариси.
9. «Хукмуль-интима иляль-фиракъи уаль-ахзаб уаль-джама’ат» Бакр Абу Зайд.
10. «Манхаджу-ссаляфи филь-‘акъида» Салих ас-Сухайми.
11. «Лимаза-хтарту аль-манхадж ас-саляфий» Салим аль-Хиляли.
12. «Мин ‘алямат ахли-Сунна уаль-хадис» Уалид ибн Сайф Насыр.
13. «Ма‘алим фи манхаджи-ттаифатиль-мансура» Фаиз ибн Хусайн ас-Салях.
14. «Кун саляфиян ‘аляль-джадда» ‘Абду-Ссалям ибн Салим.
15. «аль-Асль фи-ннас аль-джахаля ля аль-‘адаля» Халид ар-Раддади.
16. «Тухфатуль-махдия лиман сааля ‘ан ма’на ас-саляфия» Хасан ибн Къасим ар-Райми.
17. «ат-Тибьян фи машру’ия аль-имтихан» Абу Суфьян аз-Зайля’и.
18. «аль-Кауашифуль-джалия ли фурукъи байна саляфия уа-дда‘ауатиль-хизбия аль-бид‘ия» Мухаммад ибн Рамазан аль-Хаджири.