Черпнем из источника: В Коране и хадисах пророка неоднократно содержатся сведения о необходимости мусульманам упования во всех делах на своего Господа: «Тому, кто уповает на Аллаха, достаточно Его». (Сура Развод, аят 3) «Пусть же верующие уповают только на Аллаха!». (Сура Ибрагим, аят 11) Пророк Мухаммад сказал: «Если бы вы уповали на Аллаха должным упованием, то он вас наделил бы пропитанием так же как и птицу утром улетающую с пустым желудком, а вечером возвращающейся с полным».
Активность или пассивность. Осмысление человеком сущности упования упирается в два «непреступных» вопроса: опираться на Аллаха или на самого себя!? Отвечая на первый вопрос в голове возникают ассоциации пассивного характера. «То бишь, если я буду уповать на Аллаха, то мне надо ждать «манны небесной» которая упадет сама». Если же дилемму разрешить ответом на второй вопрос, то возникает вопрос о степени участия всезнающего Аллаха. А тут как говорится и не далеко до неверия, которое как муравей в темноте ползет всегда рядом. Как быть!?
Случай из жизни пророка. Сподвижник Али, передает следующее: «Когда мы сидели вокруг пророка, мир ему, у него была веточка, которой он проводил по земле. Затем он обратился к нам сказав: «Нет никого из вас место, которого в аду или в раю уже не записано». Один из нас сказал: - «Так не положится ли нам на то, что уже записано и не предпринимать каких-либо действий о посланник Аллаха!» «Нет, – ответил пророк. Действуйте и каждому из вас будет облегчено то, для чего он был создан». Затем прочел аят Корана: Тому, кто делал пожертвования и был богобоязнен, кто признавал наилучшее, Мы облегчим путь к легчайшему (Сура Ночь, аят 5-7)». (Муслим)
Из хадиса следует, что в уповании на Аллаха должны сочетаться два компонента вместе: опираться на Аллаха и действовать самому. Тем самым человек обретает сознание Всемогущества Аллаха, являющемся управителем всех событий и процессов. А свою собственную жизнь он начинает рассматривать как итог неких условий и обстоятельств, которые ему предписал Аллах и, как закономерный результат своих собственных действий или бездействия в ключевые моменты жизни. «Воистину, Аллах не меняет положения людей, пока они не изменят самих себя». (Сура Гром, аят 11)
Практическое воплощение! В уповании должна выявляться причинно следственная связь, проявляющая в следующем принципе: «На нас упование и создание причин в делах нашего жизнеустройства, а результат за Аллахом». И, конечно же, после всего этого остается быть удовлетворенным решением Аллаха относительно достигнутого и имеющегося. Воистину именно эту глобальную ипостась человеческой жизни подметил Л.Толстой крылато выразившись: «истинно счастливым становится тот человек, который осознает, что все, что у него есть, это и есть все, что ему надо».
Асад аль Кудали